Новый Робокоп получился довольно неоднозначным. И дело не в том что новый костюм, не в том что у фильма такой постыдно низкий возрастной рейтинг +12. Да, он стал мягче, теперь Робокоп не стреляет из полуавтоматического пистолета 9-миллмитровыми патронами, у него теперь можно сказать электрошокер, хотя пушка для убивания тоже имеется, но она уж для совсем уж крайних случаях. Дело в том, что мы изменились, изменилось и само общество, по прошествии оригинальной триллогии в мире много воды утекло, и то что было актуально в то время уже не актуально в наше. Поэтому фильм нужно рассматривать под другим углом. Это не значит что о триллогии лучше не вспоминать, просто темы поднимаемые в ней не подходят нашему времени.
читать дальшеКонечно между ними есть кое что общее. И старый и новый Робокоп это социальная сатира. Но если вспомнить более конкретно, то что было в старом? В Детройте из оригинала был экономический кризис, безработица, город медленно погружается в хаос, преступность, повсюду погромы, мародерство, наркотики. Почти "пост-апокалипсис". Полицейские бастуют и не справляются с задачей, их же еще гнобят сверху корпорации, а снизу народ, который требует от них исполнение их обязанностей. И по барабану, что у них там за проблемы. И вот он - Робокоп возникает как супер-герой и начинает бороться с преступностью, спасать город, выгребая нечистоты. Он именно что ГЕРОЙ. Робокоп отрекся от своей семьи, мол теперь он уже кое что другое, нечеловеческое - робот. Может кто-то подумает что лучше сказать киборг, и да, он будет прав, но в данном контексте мне кажется что робот больше подходит, пусть у него внутри мозг человека, но в остальном он выполняет свою работу, он не особо задумывается о том где стирается грань между человеком и киборгом, воспоминания о его прошлом сведены к минимуму, чтобы не слишком то и напрягать, хотя темы которые обычно поднимает киберпанк, тут тоже имеются: очень слабое государство и очень сильная корпорация, которая готова взять на себя управление городом. В итоге получается такая солянка. Помимо социальной сатиры (которая именно что преобладает во всей триллогии) тут есть немного трэша, немного киберпанка, немного антиутопии, немного комедии. И все это — вкусовые добавки к БОЕВИКУ о РОБОТЕ-ПОЛИЦЕЙСКОМ.
В новом фильме ничего этого даже близко нет. Детройт не бедствует. Мало того здесь он почти никак не показан, воткнуть любой другой город и подмену считай никто не заметит. Никакого хаоса, никаких забастовок, преступность как преступность. В оригинале OCP купила и полицию и лидеров преступников, здесь же – не связана ни с теми, ни с другими и вообще она даже не стремится управлять всем и вся, а полиция и бандиты же сплелись в своих темных делишках. В новом Робокопе государство — сильное, США — всемирный полицейский, которому абсолютно плевать на невинные детские трупы в Тегеране, но пока еще не плевать в самой США. Для людей живущих в этой стране вполне нормально осознавать то, что где-то в мире есть уже дроиды, которые стоят на страже и убьют любого, кто не соответствует заложенному в их компьютерный мозг протоколу, даже если это ребенок с ножом, а вот то чтобы подобные дроиды патрулировали улицы Америки их не устраивает. Люди к этому не готовы. ОСР показывают почти как мучающегося творца, чье творчество не принимает – тупой робофобный народ и не решающееся идти против электората правительство запрещает дронов на территории США. ОСР бьются в суде, но раз за разом проигрывают. Не похожи на вселенское зло, не так ли? Самим же корпорациям неинтересна власть, им нужны только деньги за государственные контракты. А где деньги — там и коррупция. Продаются копы, продается (причмокивая) пресса. Сенаторы не готовы рисковать переизбранием и учитывают мнение общественности.
Главный герой тоже изменился. Теперь это не совсем бесчувственный киборг. Ему уже не чужды человеческие чувства. Не смотря на то что он стал киборгом Мерфи по прежнему любит свою семью и она ему вовсе не безразлична, он не отказывается от нее. Он хотел бы быть с ней, но уже не может. И тут это вполне показывает разговор с его напарником Льюисом:
- Ну как, ты уже был дома?
- Да... Но это больше не мой дом. Мой дом - лаборатория.
Так же Мерфи уже тяжело осознать что он киборг. Первое же его пробуждение заканчивается тем, что он пытается сбежать с завода ОСР и совершенно не хочет осознавать того что он уже мертв. Даже когда он видит как разбирается его тело: отсоединяются руки, ноги, снимается броня у него на глазах наворачиваются слезы:
- Если я все еще я. Если я управляю этим телом, то я хочу умереть.
Вот как раз новый Робокоп и показывает, то как изменилось общество со времени выхода оригинальной триллогии. Поэтому это и было решено выпустить ремейк. Ибо когда у нас перед глазами столь яркая картина прошлого, как старый Робокоп, на контрасте настоящее и все произошедшие с нами перемены видятся куда четче.
Тогда, в прошлом, мы боялись всевластных корпораций которые прокоррумпируют общество насквозь, купят полицию, бандитов и наркобаронов. Боялись, что преступность, наркотики и безработица захлестнут нас и утащат на дно, боялись, что нас расстреляют, и никто даже не пошевелит пальцем, потому что всем наплевать. Боялись, что с нами будут обращаться как с собственностью компании – бесправной, заменимой и безвольной. Что мы утонем в индустриальных нечистотах и выползем оттуда чем-то омерзительным и уже не человеческим.
А чего мы боимся теперь? Получается что мы боимся совсем других вещей. Куда менее материальных, куда более психологических. Потерять человеческий облик, потерять свой облик, свое Я. Того, что оно завалится куда-то в череде одинаковых дней и одинаковых действий, свобода воли станет иллюзией, и нам будет лишь казаться, что мы все те же и все так же решаем все за себя. И мы боимся будущего, технологий, машин. Но не так, как боялись их во времена Терминатора. Тогда машина виделась страшным, чем-то чуждым, инопланетным, невозможным. Теперь же они пугают нас, потому что они уже здесь, они вокруг нас, они развиваются незаметно и очень быстро. И больше чем страшных железных терминаторов мы боимся скорости изменений, на которой мы несемся еще не совсем понятно к чему и куда. И не факт, что мы успеем это понять, ведь и сейчас мы не успеваем нормально разобраться в том, с чем сталкиваемся.
Про саму актерскую игру уже особо ничего писать не буду. Единственное что очень сильно запомнился Самуель Джексон в роли скользкого и продажного ведущего. Смотря на него у меня была четкая ассоциация с ведущем новостей из последнего Devil May Cry, ибо в Робокопе считай все новости были направлены на зомбирование человечества и искажения фактов.